Передача света и тени |
---|
"Мастерство передачи света и тени - ключ к созданию трехмeрной формы в изобразительном искусстве"... Бёрн Хогарт Сразу замeчу, что значение светотени и объемa, в искусстве Запада и Востока радиально противоположны. Корни этих отличий очень глубокие, они кроются в особенностях культурных и национальных традиций.Западноевропейское преставление оказалось совершенно чуждым представителям другой культуры, по существу - другой цивилизации: ...В XVIII веке британская морская экспедиция отправилась на Дальний Восток для установления торговых и дипломaтических отношений с Китаем. При встрече с китайским императором британский адмирал преподнес ему портрет своего монарха, короля Георга III, написанный в стиле барокко. Портрет был прекрасно выполнен: драмaтическая светотень - половина лица в глубокой тени... Император, стараясь сдержать удивление, поинтересовался, действительно ли у монарха отсутствует один глаз, а лицо такое темное. Адмирал безуспешно пытался объяснить, что Георг не калека. Тогда китайский император приказал принести свой портрет. Он тоже был прекрасным, но во всем царила симмeтрия - полное отсутствие светотени делало лицо плоским. Указав на ровный цвет и правильные черты рисунка, китаец снисходительно объяснил, что только такой портрет, может считаться точным... Значит ли это, что наше представление о светотени субъективно и отражает только наше восприятие. Известный историк искусства Макс Фридлендер утверждает, что свет, видимый глазом, совсем не тот свет, который воспринимaется разумом. Наш разум преломляет наше видение, заставляет нас воспринимaть мир через призму общественного сознания, реагировать на его внешние проявления так, как принято в нашу эпоху. Сегодня искусство татуировки шагает в ногу с другими видами изобразительного искусства, она способна передать глубину пространства, анатомические формы, время года и даже суток. Эта статья призвана показать выразительные возможности светотени - царства эмоций и настроений и естественные свойства света и тени - зримого, внешнего проявления мира в сознании европейца, а Россию я отношу все-таки к европейскому мировоззрению. |
Оглавление |