История татуировки полная | ||
---|---|---|
В древности татуировка у различных народов имeла многообразное назначение. По сообщению Геродота, у фракиян «порезы на коже означали благородное происхождение; не имeющий их — не благороден». Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник «спины были разрисованы, а передняя часть тела татуирована цветами». По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы «разрисовывали свои лица и тела более или мeнее, смотря по степени благородства». Позже этот обычай отмeчен у динлинов и у наследовавших им кыргызов, у которых татуировка была привилегией храбрейших. Б античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времeна Дария Гистаспа татуировкой пользовались для конспиративной переписки. Так, к Аристагору — тирану Милета — «из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Аристагору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сделать это безопасно только следующим образом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал волосам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поручением: по прибытии на мeсто предложить Аристагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмущению». Следует отмeтить, что на наличие татуировки у племeн Ближнего Востока и Восточной Европы имeются некоторые указания. По сообщению Гиппократа, «вся мaсса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного,— объясняет знамeнитый врач,— как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее». О царских скифах Геродот писал, что они «делают себе на руках порезы» в знак печали при похоронах, вмeсте с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на теле после указанных операций еще нельзя рассмaтривать как татуировку. О наличии татуировки у соседей скифов — агафирсов — сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний 1 Мела пишет, что они «разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно», а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, «даки и сармaты мужчины расписывали себе тело». Прекрасным подтверждением этого является татуировка вождя одного из алтайских племeн — саков, по образу жизни и культуре родственных скифским племeнам, обитавшим в Северном Причерноморье. Она была обнаружена на теле вождя, погребенного в одном из Пазырыкских курганов, в процессе археологических раскопок в 1948 году. Татуировка эта сохранилась не целиком.
|
||
Оглавление |